?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Школьники  учат историю родного края с пятого по 11-й классы в рамках курсов, факультативов и внеурочных занятий. Отдельно предмета в общеобразовательных учреждениях нет. Сколько часов необходимо подрастающему поколению, чтобы узнать об особенностях своего региона?



В блоге alkrylov в посте о колымских лагерях" обсуждали вопрос об изучении истории родного края в школах. Удалось получить некторые данные, спешу ими поделиться.

Управление образования рекомендует школам тратить на историю родного края 35 часов в год. Учебный год длится 9 месяцев, это 39 недель с копейками. Всего в школе должно быть обязательно не меньше 68 часов истории . То есть, на краеведение уходит час в неделю. Казалось бы, вполне себе не плохо, на изучение края, которому чуть больше 60 лет.

НО! 35 часов-это всего лишь рекомендация. Из них 12-это часы, которые подлежат обязательной проверке. То есть фактически, школа может смело вычитать 12 часов и успокоится. Интересно и то, что в эти 12 часов входят. Думаете уроки истории? Не так все очевидно. Есть такой термин - «Региональный компонент». Это сведения о малой Родине, которые учителя успешно используют в различных учебных дисциплинах. Поэтому, в 12 уроков в год, отведенных на историю родного края вполне могут входит математические задачи (найти площадь охотского моря), природоведение (изучение местных грибов и птиц), литературу (чтение Колымских рассказов В.Шаламова).

У меня вопрос. Достаточно ли колымским ребятам 12 часов, чтобы узнать о казаках, прибывших на эту землю больше 300 лет назад? О Дальстрое и его руководителях? О ГУЛАГе, чтобы сегодня не путать сколько же лагерей было  и почему в центре Магадана стоит монумент «Маска скорби»? О всероссийской здравнице «Талая», колхозах - миллиониках, кормивших пол Дальнего Востока, о богатствах колымских недр и  Охотского моря?  Сможет ли математик и  учитель литературы воспитать патриотов Колымы, чтобы молодежь толпами не уезжала в ЦРС, а гордилась своей малой Родиной и оставалась здесь жить и трудится?

Спасибо за консультацию Анне Павловой, методисту метод-отдела управления образовании мэрии Магадана.
Subscribe to  lisa_mag

Recent Posts from This Journal

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
kindelf
Apr. 30th, 2015 04:30 pm (UTC)
Глубокая проблема затронута. Воспитать патриота края, а не носителя известных штампов.
lisa_mag
Apr. 30th, 2015 10:21 pm (UTC)
В телефонном разговоре с представителями горобразования, поступило предложение провести круглый стол, как раз на тему "Нужен ли отдельный предмет (история края) современным школьникам". Собрать учителей, блогеров, прессу, общественность. Стоило бы сказать, что это отличная идея, вообще поднять проблему, но я страшно скептически отношусь к круглым столам. Есть мнения?
Sergey_Ogleznev
May. 1st, 2015 09:43 am (UTC)
Для начала вопросы: "1. Сколько учеников, в процентном отношении, увлекается историей? 2. Сколько учеников, из них, увлечены историей своего края? 3. А скольких ребят интересует история своей семьи?"
От отдельного предмета толку не будет, в качестве факультатива - возможно.
Не думаю, что нужно много времени для своего края. Грамотный преподаватель найдет пару минут на каждом уроке, чтобы что то рассказать, но обязательным это не должно быть.
Обязаловка всегда превращается в формальность.
lisa_mag
May. 3rd, 2015 02:37 am (UTC)
Сергей Викторович! Очень рада видеть вас в ЖЖ, жаль только, что не как обладателя журнала. Когда создадите блог?? Это раз.
А что насчет темы поста. А сколько учеников вообще увлечены получением образования? Сколько из них интересуются литературой XIX века? Теоремой Пифагора? Хромосомами?Меридианами? По сути, столько же, сколько и историей родного края. К сожалению, это факт.
Наедятся только на сознательность, трудолюбие и увлеченность педагога тоже нельзя, это чисто мое мнение. Не по наслышке знаю о преподавательском труде, везде и всюду давать больше знаний, чем предполагает программа (открыты уроки, дополнительные занятия, походы в музеи и библиотеки) сегодня довольно сложно, если учитывать ту нагрузку, которая у современных преподавателей. Низкий поклон тем, кто имея классное руководство да не в одном классе, сложную программу (типа Петерсон), умудряется еще и Родном крае дополнительно рассказывать и организовывать экскурсии. Много ли таких?
kindelf
May. 7th, 2015 07:15 am (UTC)
Нужен именно предмет, пусть и немного часов, но системно, а не факультативные занятия.

Факультатив, без четкой программы и методического сопровождения - кто во что горазд, как в посте и написано - от Шаламова до экономической географии, на выходе та же непонятная ситуация, зависящая от склонностей обремененного факультативом учителя.

Как вариант - дополнительные часы по истории и географии, но тут одно без другого не отделимо, так что вариант опять же хаотичный. Отдельный предмет, на котором подскажут, в какой стороне искать информацию, предпочтительней, мне кажется. Причем, Магаданской областью ограничиться не получится, придется рассказывать и про Чукотский Автономный Округ в контексте того же тов. Билибина. А история у нас какой территории? Не начнут ли ворчать ревнители? И самое важное - кто будет разрабатывать программу и какая она будет. Скорбление по ГУЛАГУ уже достало, у нас край в первую очередь героического труда и тяжелого освоения, история Колымы стоит на личном подвиге, а не судьбах зк и кр. Если в результате введения предмета будет получаться такая же каша в головах, как и у среднестатистического жителя ЦРС, про ужасы репрессий и много золота - то и ни к чему такой предмет, уж лучше факультатив, может, кому-то повезет и он будет считать площадь Охотского моря, а не писать сочинения по Шаламову, все меньше вреда.

Город и область - молодые, инфраструктурных и промышленных объектов не так много. На примере Магадана хорошо показывать, как на пустом месте возникает город, что за чем идет, что и как строилось, для чего и зачем осваивалось. А то вопросы задают - для чего построена Билибинская АЭС? Что же она питает? Наверное какой-то крутой подземный секретный объект, иначе зачем нужна атомная станция? Про миллионы расстрелянных знают, у Шаламова читали, а для чего АЭС (на тогда единой территории) понадобилось возводить - не догадываются. О многом можно долго и интересно рассказать на таком предмете, но, повторюсь, нужна единая система, и основанная не на мифах о сталинских лагерях (без этой темы никуда, но давайте цифры, статистику, факты, кто, за что, когда, зачем), а на историческом процессе и здравом смысле.

П.С. Круглый стол - говорильня, где все умные. А нужно одно волевое решение. И года через два-три единая программа может и будет принята. Но пока у нас решают на верстовые столбы ушанки одевать, его принятие сомнительно, и, может быть, лучше и не надо.
alkrylov
May. 1st, 2015 05:36 am (UTC)
Интересно, как в других регионах с краеведением дела обстоят
lisa_mag
May. 3rd, 2015 02:24 am (UTC)
Буду в Краснодарском крае обязательно поинтересуюсь. Инет хорошо, но личное общение и документы воочию-лучше.
lisa_mag
May. 3rd, 2015 05:00 am (UTC)
В 60-70-е годы в Магадане в школах был урок (или обязательный факультатив) по краеведению, даже был учебник, вроде как "География Магаданской области". Пока все не точно, надо искать инфу. А вот в Краснодарском крае "Кубановедение"-это обязательный урок раз в неделю. Так что, во всех регионах по-разному.
( 8 comments — Leave a comment )

❤️ Рекомендую:

Природа



Техника



Дизайн



История



Еда

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com