?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В тысячи городах нашей страны пропадают исторические памятники. Загруженные хламом и мусором, они стойко держат удары снегопадов, проливных дождей, ураганных ветров. Выдержит ли культурное достояние Российской Федерации безразличие людей и вечное "денег НЕТ"...?


История лютеранской кирхи в Ейске.


Только ленивый турист или отдыхающий, прогуливаясь по Ейску не станет обращать внимание на просто сводящую с ума архитектуру старинного городка. Во время одной из таких прогулок мне попалось здание в псевдоготическом стиле. Как выяснилось позже, многие местные жители знают, что когда-то давным-давно, здесь была церковь, то ли католическая, то ли протестантская...А большинству и это не известно.

Справа внизу на фото два здания. Одно со шпилем, второе (светлее)- полукруглое. Эти два объекта имеют уникальную историю. Информацию удалось получить во втором филиале центральной библиотечной системы г. Ейск. Впрочем, именно в этом закругленном здании сегодня она и находится.

В 1852 Ейский уезд заселили немецкие колонисты. Первой колонией стала Михельсталь (Воронцовка). В Ейске немцев проживало всегда не много; так, в 1885 году их было 30 человек, в 1912 году уже 140. Немногочисленна была и община протестантов лютеран: в 1880 году в ней насчитывался 171 человек.

Удалось найти интересную подборку документов. Это большая редкость обнаружить архивные данные именно в интернете. Хотя в данном случае, слово архив как-то меня смущает.Это уникальные сканы лютеранских метрических записей начиная с 1880 года.

Центром ейской общины была именно кирха. В 1882 году в городе уже имелся лютеранский молитвенный дом, возможно, он появился даже раньше. Среди его прихожан были известные в Ейске люди: провизор Вильгельм Семке, владелец книжного магазина Федор Цепфель, владелец заводика земледельческих машин Иван Пальмер, владелец колбасной Иоганн Вайц, хозяин мельницы Яков Ремпель, владелец маслобойни Ян Озолинг, управляющий пивзаводом Карл Шулинус.

Интересно, что пастора кирхи выбирали сами прихожане из лиц, окончивших богословский факультет. Если же пастора назначали, он должен был произнести пробную проповедь. Приход мог и опротестовать его избрание. При вступлении пасторы приносили присягу Его Величеству. Богослужение и проповедь регулировались правилами, утвержденными российским правительством. При ейской кирхе работало попечительство. Оно содействовало пастору в надзоре за обучением юношества, в утверждении добрых нравов прихожанами, в соблюдении порядка в богослужении, в помощи больным и бедным.

По крупным праздникам вся община собиралась в кирхе, после службы там устраивались хоровые песнопения. Торжественно и чинно отмечался самый главный праздник лютеран-Рождество. Накануне вечером звонили сначала в маленький, затем в большой колокол и, наконец, в оба одновременно. Все жители шли в кирху где стояла елка, под ней изображалась "ясельная сцена с Христом" (когда новорожденного Иисусу спрятали в яслях). После службы и коллективного песнопения расходились по домам и садились за праздничный стол. В Ейске была школа для латышских колонистов в которой учились и лютеране. Она располагалась на Воронцовском проспекте (ныне ул. Карла-Маркса), возможно в доме пастора рядом с кирхой. С 1899 года по 1900 учителем в ней работал Фридрихс Кулманис.

Лютеранская кирха составляла единый комплекс с домом пастора. Здания были построены в 1896 году на земле, принадлежавшей общине протестантов лютеран. Место расположение и кирхи (чуть в глубине двора), и дома пастора обусловлено особенностью застройки этой части города, а она определялась существованием городского сада, округлого в плане. К сожалению, фамилии авторов проекта и строителей не известны.

Отток немецкого населения из Ейска был связан с началось первой мировой . В 30-е годы прошлого столетия закрылось большинство ейских храмов, в том числе и кирха.

Во время Великой Отечественной войны немцы были депортированы на восток. Многие погибли от неустроенности. В 1950-70-х годах люди стали возвращаться, но не все. А здание, которое раньше объединяло немецкую общину стало служить только спорту.

В 1948 году в Ейске была организована детская спортивная школа краевого комитета, и здание кирхи передали под спортивный зал. В бывшей кирхи разместился Дом физкультуры. Иногда ейчане его громко величали "Дворец спорта". Ветеран спортивного движения Владимир Фардман вспоминал, что здесь была кинобудка, демонстрировались фильмы.

Самое громкое и печальное событие, связанное с этим зданием, относится к августу 1949 года. Когда 8 августа скончался Иван Максимович Поддубный, гроб с его телом для прощания установили в Доме физкультуры. А затем весь город провожал его к месту погребения в парке, который позже стал носить его имя Поддубного.

В 1947 году к зданию кирхи была сделана кирпичная пристройка в эклектическом стиле. Как мы уже выяснили, в прошлом это был дом пастора. Оно имеет в плане сложную конфигурацию. Главный фасад здания симметричен. Богато декорирован кирпичной кладкой, многоярусным карнизом с объемными "сухариками".

Это здание со временем претерпело много изменений, хотя и сохранило свой первоначальный внешний вид. Утрачены общая с кирхой ограда, декоративная решетка ограждения крыши, изразцовые печи. Когда-то над парадным входными дверями висел кованный надкрылечник. В конце 60-х годов он почти разрушился и был снят. Из-за посадок фундамента по стенам здания образовались многочисленные трещины. В 2000 году его укрепили. Это и предотвратило разрушение исторического объекта.

Сегодня здесь расположен второй филиал централизованной библиотечной системы Ейска. Внутри почти ничего не говорит о временах жизни пастора, разве что, высокие потолки, большие комнаты и огромные окна. В библиотеке работают очень приветливые ейчане. Здесь довольно большая коллекция книг, в том числе и об истории Ейска.

Здесь светло, уютно и просторно одновременно.Стены украшены немногочисленными, но очень точными картинами местных художников, отражающие старое ейское время...

О жизни пастора здесь не найти свидетельств, но старинное здание все же окутано тем временем и сегодня.

И конечно, нельзя не рассказать о впечатлении от самой кирхи. Первое, что бросилось в глаза-старые каменные ступени, очень крупные и толстые, но уже потрескавшиеся от времени и отсутствия ухода. Было не уютно ступать по ним...Сильные ощущения.

Здесь же долго и завороженно смотрела на ворота, скорее всего сохранившиеся с момента постройки здания. По крайне мере, старые фото под лупой были рассмотрены тщательно, все говорит об этом. Пожалуй, именно ворота кирхи больше всего говорят о принадлежности здания к готической архитектуре: цветы, вензеля, завитки.

Одноэтажное, прямоугольной конфигурации кирпичное здание кирхи построено в псевдоготическом стиле. Главный фасад, имеющий симметричную композицию, вытянуто по вертикали, прорезан окнами параболической формы. Металлические двери украшает кованная фрагментованная решетка. Торцевые фасады увенчаны карнизами в виде зубчатых аркатурных поясков. Крыша двускатная с деревянными стропилами.

Внешне кирха почти сохранила первоначальный облик. До Великой Отечественной войны была утрачены самая примечательная архитектурная деталь сооружения-шпиль. Хотя возможно она исчезла и позже.

Больше всего ужасает, когда смотришь на витражи. Печальная картина. Некогда мозаичные стекла превратились в месиво из цемента, песка и ракушек. Окна просто замазали этим месивом, чтобы вода,ветра и прочая непогода не проникала в здания. У людей того, да и нашего уже получается времени, не хватило средств даже на простые стекла.

Еще в 50-х года в параболические окна были вставлены мозаичные мелкие квадратные стекла, сейчас же - обычный советский стиль с простыми незамысловатыми формами.

В окнах пристройки слева можно увидеть такую картину: отражение в грязных стеклах дремучих сараев и спортивный инвентарь. Мне кажется вот так манекен оставили не просто так, проходя мимо и мельком заметив силуэт, дрожь пробирает до самых косточек...готика, она такая...

Сложно фотографировать на телефон, да еще и в почти потерявшее свои прозрачные свойства стекло. Но удалось получить почти ясную картину, что же сейчас внутри кирхи. НИЧЕГО. Пустой бывший спортзал. На окнах сетки, как на футбольных воротах, деревянный пол с разметкой, чугунные батареи...Вы сейчас видите все тоже самое, что и я собственными глазами, пожалуй, фото даже ясней. Говорят, здесь еще лет 5-6 назад проводились спортивные занятия...А ведь это уже наше время...

Вот так сегодня выглядит ансамбль Лютеранской церкви и дома пастора, которым почти 120 лет. С виду, при хорошем освещении и летом, вполне прекрасный вид на исторически объекты. Что внутри этого наследия, Вы увидели сами, в каком состоянии-тоже.

Жаль, что единственное сохранившееся культовое сооружение старого Ейска не стало гордостью города, края.Куда приходят туристы и отдыхающие, школьники и простые жители, чтобы услышать историю о лютеранстве, о немцах, о том, что же было в этих зданиях в промежуток между церковью и спортзалом. Чтобы учить историю своей страны не по проспектам рекламно-информационных журналов, а по историческим документам, архивным фото и в стенах архитектурного и культурного достояния России.


Subscribe to  lisa_mag

Recent Posts from This Journal

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
alkrylov
May. 31st, 2015 12:55 am (UTC)
Замечательный пост. Амведь кирха могла бы стать такой же достопримечательностью как собор и могила Канта в Калининграде
lisa_mag
May. 31st, 2015 08:56 am (UTC)

Спасибо. Могла и, надеюсь, что еще сможет

luda_mavka
May. 31st, 2015 03:39 am (UTC)
Лютеран совсем не осталось?
lisa_mag
May. 31st, 2015 08:59 am (UTC)

Может  и есть, но об общине речи не идет.Да и современные религиозные люди уже не те, а может спорткомитет здание не отдает.Ведь здание до сих пор  на балансе у них.

dvarim
Jun. 1st, 2015 06:49 pm (UTC)
Отличный репортаж, солидарен с вами и тоже писал об этом.
lisa_mag
Jun. 1st, 2015 07:02 pm (UTC)

В библиотеке рассказали,что многие фото делают,но  как показала практика,  мало, кто пишет.Вы  да я, да мы с  вами(Надо еще  как-то попасть внутрь

dvarim
Jun. 2nd, 2015 09:29 am (UTC)
Я когда-то был там внутри на спортивной тренировке.
Если бы немцы не разъехались, был бы шанс.
А так только если чудо, больше лютеранам там взяться не откуда.

( 7 comments — Leave a comment )

❤️ Рекомендую:

Природа



Техника



Дизайн



История



Еда

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com